О мерах социальной поддержки семьям ветеранов боевых действий

Кого закон относит к членам семьи ветерана?
Еще одной стороной рассматриваемой темы является вопрос о мерах социальной поддержки семьям ветеранов боевых действий. В данном случае законодатель сохранил тот же подход – одна часть из них предоставляется федеральным законодательством, друга регламентируется законодательством субъектов Российской Федерации. При этом следует констатировать, что в соответствии с федеральным законодательством члены семьи ветерана боевых действий получают право на определенные меры социальной поддержки, как правило, в случае гибели (смерти) ветерана. Так, ст. 21 Закона о ветеранах предусматривает, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) ветерана боевых действий;
2) супруге погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко, или с несовершеннолетним ребенком, или с ребенком старше возраста 18 лет, ставшим инвалидом до достижения им возраста 18 лет, или с ребенком, не достигшим возраста 23 лет и обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Каков же федеральный набор мер социальной поддержки членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий?
Это:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством (назначается пенсия по случаю потери кормильца на льготных условиях);
2) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона о ветеранах. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
4) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
6) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
7) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
8) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
Что в субъектах РФ?
Законы субъектов Российской Федерации могут устанавливать собственные меры социальной поддержки членам семьи ветеранов боевых действий. Например, Закон Архангельской области от 12 декабря
В региональном законодательстве можно найти примеры, когда некоторые меры социальной поддержки устанавливаются ветерану боевых действий и членам его семьи в зависимости от того, является ли ветеран инвалидом. Так, в Омской области действует "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 19.06.2008 N 225), статья 26 которого предусматривает меры социальной поддержки для граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории СССР, территории Российской Федерации, территориях других государств, и членов их семей. Это, например, ежемесячное материальное обеспечение: инвалидам I группы в размере 1500 рублей; инвалидам II группы в размере 750 рублей; инвалидам III группы в размере 500 рублей. Членам семей участников боевых действий предоставляется ежемесячное материальное обеспечение в размере 750 рублей на каждого члена семьи.
Для уточнения мер социальной поддержки за счет средств регионального бюджета следует обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства, например, в территориальное Управление социальной защиты населения.
Итак, законодательство о мерах социальной поддержки ветеранам боевых действий и членам их семей отличается нестабильностью, сложностью, значительным несовершенством. Некоторые из существующих проблем в статье освещены, а некоторые из них заслуживают особого рассмотрения. Хотелось бы выразить надежду, что законодательная власть не устранится от поиска приемлемого и достойного для всех заинтересованных сторон решения, а у ветеранов не будет причин упрекать российское государство в низкой оценке их ратного труда.
Петрова Елена Ивановна, к.ю.н., заведующая кафедрой трудового и экологического права Юридического института Сибирского федерального университета