Правовая информатизация России: куда и как движемся?
14 апреля довелось послушать в онлайн-режиме доклады ведущих специалистов по информатизации правовой системы России и развитию технологий электронного законодательства на научно-практической конференции "Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде" в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина (Санкт-Петербург). Эта конференция, помимо прочего, оказалась интересной тем, что на ней можно было услышать представителей как госвласти, так и бизнес-сообщества, зарабатывающего на обеспечении доступа к правовой информации.
Нерешенные глобальные проблемы правовой информатизации
Хотя Россиия и признается ведущими мировыми учеными (см. мнение французского ученого с мировым именем Реми Кабрияка в работе "Кодификации") одним из пионеров в области "электронной кодификации" правовой информации, практически все участники конфренции констатировали, что до сих пор в нашей стране не создана общенациональная система представления официальной правовой информации. Положение пока спасают корпоративные справочные системы. Так, в 2003 году именно частные компании – владельцы СПС - пришли на помощь госорганам, которых обязали опубликовывать в сети Internet свои акты. Но все прекрасно понимают, что спасают с конкретной выгодой для себя.
Причем, как отметила в своем докладе д-р юрид. наук, профессор Иллария Лаврентьевна Бачило (ИГП РАН), процесс официального представления правовой информации в электронном виде осложняет отсутствие Закона о нормативных правовых актах, различные проекты которого уже много лет "пылятся" в Государственной Думе РФ. При участии профессора Бачило компанией "Гарант" была разработана Концепция российской системы официального опубликования нормативных актов, однако она в настоящее время не получила дальнейшего продвижения.
Проблемным является также вопрос об отнесении тех или иных актов к актам, "затрагивающим права и свободы граждан", для определения необходимости их официального опубликования. Критерии отнесения актов к данной категории до сих пор не разработаны, что позволяет чиновникам достаточно вольно оценивать целесообразность опубликования актов.
Призрак качественной общедоступной государственной справочно-правовой системы
В выступлениях докладчиков были весьма четко озвучены две принципиально различные позиции по поводу возможности ограничения доступа к правовой информации.
С одной стороны, юридическая наука в лице профессора Бачило заняла идеалистическую позицию, согласно которой правовую информацию как результат коллективного творчества следует относить к общенациональному достоянию; соответственно, доступ к ней ограничить нельзя. Напротив, через выступление представителя группы компаний "Гарант" Натальи Викторовны Ткаченко "красной нитью" проведена идея коммерциализации использования правовой информации.
В этом аспекте позиция государства неоднозначна: с одной стороны, декларируется, что сегодня "стоит задача перейти к общенациональной системе правовой информации, которая олицетворит в себе идею „электронного государства“" (из выступления представителя ФСО России Анатолия Анатольевича Волкова). А с другой, реальность такова, что доверие пользователей СПС сейчас на стороне крупнейших "частников", так что "все поделено до нас". К тому же ведущие игроки рынка доступа к правовой информации не заинтересованы в появлении полноценной доступной государственной справочной правовой системы (например, на базе информационно-правовой системы "Законодательство России"), развитие которой в формате "свободного доступа" может разрушить хрупкое status quo на рынке и значительно повредить крупным компаниям – производителям СПС.
Поэтому в ближайшее время, вероятно, следует ожидать крупных совместных проектов игроков из "Большой тройки" ("ГАРАНТ", "КонсультантПлюс", "Кодекс") с госорганами на весьма привлекательных для последних условиях: все для того, чтобы задушить саму идею государственной общедоступной СПС.
Вообще, можно предположить, что взаимодействие государства и бизнеса в сфере правовой информации и дальше будет похоже на игру знающей себе цену девушки со сватающимися к ней женихами, желающими заполучить богатое приданое, пользоваться которым она сама не может или не хочет.
Распространение правовой информации и интеллектуальная собственность
Разработчики частных СПС озабочены тем, что в Госдуме на обсуждении находится проект закона о внесении изменений в часть 4 ГК РФ, в соответствии с которым предполагается ввести запрет на копирование даже несущественной части из базы данных, если данной информации не содержится в иных источниках и одновременно ввести в часть 4 ГК новое положение о том, что изготовитель базы данных не может запрещать использовать информацию, содержащуюся в базе, но полученную пользователем из иных источников. Таким образом, будет законно использование (в т.ч. и копирование) любой опубликованной правовой информации.
Как посетовала представитель группы компаний "Гарант" Наталья Ткаченко, данное нововведение представляется абсурдным, поскольку базы данных практически полностью лишаются защиты (почти всегда содержащаяся в них информация дублируется и в иных источниках – газетах, журналах, интернет-сайтах и пр.).
Что ж, опасение понятное: мы базу собирали, холили и лелеяли, а тут свобода — приходи и копируй. Еще и спасибо не скажут. Хотя, с другой стороны, потребителям правовой информации, напротив, планируемое нововведение на руку: чем больше будет способов использования правовой информации, тем лучше. К тому же и производители СПС, чего греха таить, скорее всего будут пополнять свои информационные банки за счет конкурентов. А значит, объемы баз будут расти, что тоже для граждан хорошо.
В общем, посмотрим, сумеет ли "Большая тройка" пролоббировать отказ от этого нужного и важного законопроекта.
Качество правовой информации и принятие бизнес-решений
Как отметила в своем выступлении Ирина Иринеевна Миронова (компания "Кодекс"), на настоящий момент остро стоит проблема качества правовой информации в электронной форме. Причем, данная проблема многоаспектна.
Во-первых, процесс опубликования актов не синхронизирован: текст публикуется зачастую одновременно на многих сайтах, причем редакции документов очень часто не актуальные. Поскольку не введена единая система опубликования и не распределены зоны ответственности каждого органа, бедному пользователю, чтобы сложить воедино мозаику правового регулирования через обращение к официальным сайтам, приходится тратить много времени и сил.
Во-вторых, неясно кто несет ответственность за достоверность и актуальность публикуемого текста нормативного акта? Вопрос законодательно не решен. Особенно это актуально, когда орган в ответ на запрос лица о предоставлении текста нормативного акта отсылает к определенной справочной правовой системе (что часто происходит на практике). Кто будет нести ответственность за аутентичность текста оригинальному? Орган? Нет, так как текст размещен не на его сайте. Владелец СПС? Тоже нет, поскольку он с пользователем, обратившимся с запросом информации, ни в каких отношениях не состоит. Кроме того, в этом случае, может быть, следует вести речь о нарушении законодательства о конкуренции в части предоставления отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преференций в виде эксклюзивной правовой информации?
В-третьих, настораживает, что порой значимые решения, например, в сфере строительства многоэтажных зданий или использования опасных отходов, принимаются предпринимателями на основе непонятно откуда взятой нормативно-технической документации (как правило, скачанной с бесплатных сайтов в Internet). А потом оказывается, что используемый СНиП, ГОСТ или техрегламент безнадежно устарел. Так нежелание потратиться на правовую информацию приводит к плачевным результатам.
Вообще, в современных условиях качественная правовая информация – это реальный ресурс, который влияет на правомерность деятельности, и риск получения недостоверных или неполных сведений о праве уже начинает рассматриваться как один из важных в сфере предпринимательства.
Причем, что неудивительно, восприятие правовой информации как качественной во многом обусловлено доверием к ее источнику: почему мы верим, что, к примеру, в "ГАРАНТе". "Консультанте" или "Кодексе" достоверная информация? Потому что эти СПС используются в профсообществе повсеместно и подспудно воспринимаются в сознании юристов как удобный заменитель официального текста. И почему новым игрокам сложно занять на рынке СПС ведущие позиции? Да потому, что нужны очень крупные вложения в репутацию.
Арбитражные суды: удобное правосудие; уже почти электронное
В отличие от выступлений других ораторов, в своем докладе Елена Георгиевна Авакян (Высший Арбитражный Суд РФ) акцентировала внимание на достижениях, с гордостью рассказывая о таких уже вошедших в практику красивых и полезных он-лайн сервисах как картотека арбитражных дел, банк решений арбитражных судов, календарь судебных заседаний, "электронный страж".
В целом, в информационно-правовых системах на сайте ВАС РФ сейчас содержится информация за 5 прошедших лет, ежемесячно она пополняется в среднем на 600 тыс. актов. Причем, картотеки пополняются автоматически из системы "АИС „Судопроизводство“", сразу после подписания конкретного акта судьей в указанной программе. Так что влияние человеческого фактора на достоверность электронной версии судебного акта минимизируется.
Принципиальная особенность электронной правовой информации в системе арбитражных судов состоит в том, что она уже имеет процессуальное значение (надлежащее уведомление участников процесса, течение процессуальных сроков и т.д.)
Также в системе арбитражных судов сделаны первые шаги на пути формирования электронного документооборота с "клиентами" системы – обращающимися за судебной защитой. И хотя в настоящее время документы в электронной форме все же дублируются на бумажных носителях, в дальнейшем, при внедрении системы идентификации лиц, обращающихся в суд, планируется постепенное исключение бумажного документооборота в процессе.
В то же время, как подчеркнула Елена Авакян, развитие системы электронного документооборота не может состояться в полной мере, если она не будет внедряться повсеместно, в различных органах публичной власти.
Александр Петров, Марина Кохан