ЕФЗ в апелляции: он-лайн трансляция четвертого судебного заседания
Через несколько минут Третий арбитражный апелляционный суд продолжит рассмотрение дела о законности строительства Енисейского завода ферросплавов под Красноярском. Право.Ru/Красноярск ведет прямой репортаж из зала судебного заседания.
14.12 После проверки полномочий сторон судебное заседание объявлено открытым.
14.14 ЧЕК-СУ заявило ходатайство о привлечении Администрации Шуваевского сельского совета в качестве соответчика. Напомним, в прошлом судебном заседании Администрация Шуваевского сельского совета была привлечена в качестве третьего лица на стороне ответчика.
14.18 Администрация Емельяновского района напомнила суду о ранее заявленном ходатайстве о приостановлении производства по делу в связи с оспариванием Роспотребнадзором проектной документации на строительство завода.
14.19 Территориальное управление Росимущества представило документы, подтверждающее право собственности РФ на один из земельных участков под планируемым заводом ферросплавов. По мнению представителя Росимущества, при таких обстоятельствах договор аренды ЧЕК-СУ является недействительным, а разрешение на строительство выдано быть не может в свзязи с отсутствием у заявителя права на земельный участок, на котором планируется осущестлять строительство.
14.25 ЧЕК-СУ возражало против удовлетворения ходатайства ввиду того, что вопрос о недействительности договоров аренды не может быть раассмотрен в настоящем деле, а на момент подачи документов для получения разрешения на стоительство "какие-либо права Российской Федерации на данный земельный участок отстутствовали". Однако суд не счел данные доводы убедительными, удовлетоврил ходатайство Росимущества и, не увидев препятствий, перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
14.38 Предствитель ЧЕК-СУ Тахмина Арабова поддержала позицию компании, отметив, что экологическая экспертиза проектной документации ЕФЗ не требуется, хотя отходы производства все же будут образовываться, но не в виде шлаков, а в виде ртутных ламп, которые используются практически повсеместно. Что касется Правил землепользования и застройки, а также недавних поправок в краевой закон, предусматривающих учет мнения населения при строительстве подобных объектов, эти нормативные акты не должны применяться как не имеющие и не могущие иметь обратной силы ни в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, ни в соответствии с практикой ЕСПЧ, устанавливающей недопустимость изменения государственными органами законодательства в процессе судебного разбирательства. Законом "Об охране окружающей среды" не предумотрена форма выявления общественного мнения населения.
Вредоносность завода, хотя и не имеет прямого отношения, по мнению ЧЕК-СУ, к рассматриваемому делу, никем не доказана. По мнению ЧЕК-СУ, Администрация Емельяновского района должна была своевременно провести разъяснительную работу с населением, чем сейчас вынуждена заниматься сама компания, в том числе, видимо, и в суде.
14.50 Алексей Басистов, поддреживая коллегу, дополнил, что "спор превратился в массированное противостояние государственной машины, не дающей начать строительство завода. Все действия ответчиков и третьих лиц являются следствием негативного отношения населения к строительству завода. Завод не представляет экологической опасности для населения и природы Красноярского края. Все представленые нами документы подтверждают, что это обычное промышленное производство". "Нам приходится воевать против всей государственной машины, которая следует общественному мнению, но не объективной информации о строительстве завода", — акцентировал внимание суда представитель ЧЕК-СУ.
15.03 Председатель судебного заседания Григорий Борисов уточнил, образуются ли шлаки в процессе производства марганцевых ферроспалвов и явяляются ли они отходом. Представители ЧЕК-СУ ответили, что марганцевые шлаки действительно образуются в процессе производства, но "в правовом смысле отходами не являются", поскольку, в противовес отходам, имеют экономическую ценность.
15.11 Представитель Администрации Емельяновского района Ирина Старшова поддержала доводы апелляционной жалобы, отметив, что у органа, выдавшего разрешение на строительсво, не было полномочий на это действие. Отказ в выдаче разрешения на строительство могла выдать только Администрация Шуваевского сельсовета. Сам по себе отказ в выдаче разрешения на строительство не может быть доказательством наличия полномочий на выдачу разрешения на строительство (на что уповало ЧЕК-СУ). Заключенный с Администрацией Емельяновского района договор аренды земельного участка является ничтожным, поскольку участок находится в федеральной собственности.
Касательно экологической стороны строительства завода, Ирина Старшова пояснила, что игнорировать мнение населения не следует, не смотря на отсутствие механизмов выявления общественного мнения населения в Законе "Об охране окружающей среды". Доказательства безвредности завода, предстваленные ЧЕК-СУ, не являются неопровержимыми: Роспотребнадзор оспаривает проектную документацию ввиду того, что при ее разработке не были учтены фоновые показатели воздействия на окружающую среду.
На вопрос Алексея Басистова о том, почему весной 2011 года Администрация Емельяновского района сообщила о нецелесообраности выявления мнения населения по вопросу строительства завода, Ирина Страшова сообщила, что "на этот момент мы не располагали проектной документацией и соответственно не могли говорить о вреде вашего завода".
15.28 В заседании объявлен перерыв на 10 минут. Участники процесса разбежались по сторонам обсуждать свои стратегии.
15.44 На вопрос суда о том, какой именно орган обладал полномочиями по выдаче разрешения на строительство, представители Администрации Емельяновского района пояснили, что МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Администрации Емельяновского района обладало только сопроводительными полномочиями — проверяло комплеткность документов, анализировало их, но не имело права на принятие решения о выдаче разрешения на строительство.
- Чем можете объяснить выдачу разрешения на строительство неуполномоченным органом?, — задал вопрос председательствующий судья Григорий Борисов.
- Видимо, ошибкой специалиста, — лаконично ответила Ирина Старшова.
Касательно экологических требований, Администрация Емельяновского района пояснила суду, что считает необходимым проведение экологической экспертизы и выявление мнения населения.
15.52 Представитель Шуваевского сельского совета поддержал ответчика, акцентировав внимание суда на спорности вопроса о соответствии проектной документации законодательству: фоновые значения показателей окружающей среды не были исследованы ЧЕК-СУ в течение предусмотренного законодательством периода. Положения ФЗ "Об охране окружающей среды" нашли свое развитие в нормах одноименного краевого закона, предусматривающего учет общественного мнения. А оно, как известно, отрицательное.
15.59 ЧЕК-СУ попросило Администрацию Шуваевского сельского совета пояснить механизм учета общественного мнения. В итоге прения сторон так и не дали результата.
16.06 Территориальное разрешение Росимушества заявило, что ничтожность договора аренды в принципе не позволяет выдать разрешение на строительство и "не важно, какой администрации". При этом на вопрос ЧЕК-СУ, заявлялось ли требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки Управлением Росимущества, его представитель ответила, что не заявлялось.
16.11 Прокуратура возражала против удовлетоврения требований ЧЕК-СУ, мотивируя свою позицию отсутствием градостроительных планов (поскольку они были отменены ввиду несоответствия закону), а также необходимости учета мнения населения. "Нужно учитывать, что в Красноярском крае экологическая ситуация крайне неблагоприятная, и мы не можем уходить от вопросов экологии при строительстве завода", — резюмировала прокурор.
16.20 Тахмина Арабова возразила против проверки органом, выдающим разрешение на строительство, требований экологического законодательства. "Единственное, на соответствие чему должна проверяться проектная документация согласно Градостроительному кодексу, — это требования градостроительных планов", — пояснила она.
Представители ЧЕК-СУ утверждают о дискриминационном отношении органов государственной власти к компании как к инвестору.
Доводы о недействительности договора аренды земельного участка, заключенного ЧЕК-СУ, не могут быть учтены судом, поскольку сроки исковой давности на применение последствий недействительности ничтожной сделки уже прошли.
16.33 Ирина Старшова возразила против нападок местных властей на ЧЕК-СУ: "Говорить о том, что это бедное юридическое лицо, странно, учитывая, что они получили поддержку федеральных властей". Она задала представителям ЧЕК-СУ вопрос, почему компания уклоняется от производства экологической экспертизы, если завод по их убеждению безвреден. Тахмина Арабова заявила о готовности ответить на этот вопрос, но суд предпочел выслушать другого предствителя Администрации Емельяновского района.
16.43 Ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения вопроса о соответствии проектной документации на строительство ЕФЗ требованиям законодательства было мотивировано необходимостью решения вопроса о законности выдачи разрешения на строительство с учетом оценки проектной документации.
С целью разрешения заявленных сторонами ходатайств в заседании объявлен перерыв до четверга, 2 августа, 14 часов.