ККС вынесла замечание укрывшей мужа от ГИБДД судье краевого суда
На декабрьском заседании красноярской квалифколлегии обсуждался проступок судьи краевого суда, которая скрыла от правоохранителей личность человека, находившегося за рулем ее автомобиля и нарушившего правила дорожного движения. Поскольку у самой судьи водительских прав нет, штраф в итоге отменили. Это был супруг, объясняла она коллегии – но свидетельствовать против него она не стала, "потому что подошла к делу формально".
Заседание, состоявшееся 19 декабря, началось с рассмотрения кандидатур на руководящие должности. Судью Александра Раицкого, претендовавшего на пост председателя Ленинского районного суда Красноярска, долго не обсуждали: и статистика, и рекомендации у него оказались хорошими. Соискателя спросили, как поживает экс-глава ЗАО "Сибстоун" Сергей Шапочкин (в 2011 году Раицкий приговорил его за хищение 371 млн руб. у дольщиков к 12 годам лишения свободы, позже краевой суд смягчил приговор до девяти лет и девяти месяцев), и поинтересовались, не по космическому ли праву читает Раицкий лекции студентам расположенного неподалеку от райсуда Сибирского аэрокосмического университета, после чего одобрили единогласно.
Пожелавший возглавить Бородинский горсуд тамошний судья Сергей Лисейкин держался не столь уверенно, как его коллега: из-за болезни действующего председателя Ирины Акаченок этот небольшой суд (всего трое федеральных судей в составе) накопил к концу года почти двести нерассмотренных гражданских дел. Лисейкин, вклад которого в формирование этого процессуального завала был минимален, тем не менее отвечал на вопросы робко и так тихо, что в какой-то момент председатель коллегии Александр Астапов напрямую спросил, справится ли он с должностью, на которую претендует. "Справлюсь", – осторожно отвечал судья, и на том был отпущен с визой от коллегии – замечаний к нему не нашлось.
В Норильском горсуде кадровый кризис: пустуют кресла шести судей-цивилистов, но претендентов обнаружилось тоже шестеро – в основном мировые судьи, а также прокурорский работник. Но ситуацию усложняло то, что некоторые из соискателей удостоились рекомендации от теперь уже бывшего председателя суда Геннадия Огородова, тогда как возглавившая суд недавно Ольга Мурашева своей поддержки ни одному из претендентов не выразила. В итоге коллегия одобрила только две кандидатуры.
Первую рекомендацию получила судья участка № 111 в Центральном районе Норильска Татьяна Иванова, у которой в активе была нагрузка за 2010 и 2011 годы, в 2,5 раза превышающая среднюю по краю, и почетная грамота от крайсуда в досье. На второе же кресло был выбран мировой судья Иван Елисеенко из Уярского района, за которого просили в краевом суде и в Совете судей. Он честно признался, что едет на Север зарабатывать себе стаж, "да и денежные средства там совсем другие", а коллегия так же прямо отметила, что с утверждением его кандидатуры могут возникнуть сложности. Дело в том, что отец Елисеенко, с которым, правда, претендент не живет вместе с юных лет и почти не общается, работает адвокатом.
На вакансию судьи Зеленогорского горсуда претендовала помощник его председателя Ульяна Мищенко. Коллегия не видела никаких препятствий для того, чтобы рекомендовать соискательницу, проработавшую в этом суде почти девять лет, а до этого еще три года помощником судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти. Рекомендация была дана, однако члены ККС предупредили Мищенко, что особенно рассчитывать на должность не стоит. Дело в том, что на нее также претендует действующая судья из Нижнеингашского районного суда (вероятно, это Валентина Хаятова), а назначение на равнозначную должность на основании п.6 ст.6 закона о статусе судей проходит быстрее, чем по процедуре, которую должна пройти Мищенко.
Двум мировым судьям из Красноярска ККС продлила полномочия – речь об Ирине Мельниковой и Ольге Милуш (участки № 53 и № 66 соответственно). Но обеих пожурили за разгильдяйство родственников на дороге – например, супруг Милуш привлекался к административной ответственности два десятка раз, преимущественно за нарушение скоростного режима. Кто-то из коллегии в шутку предложил судье приобрести для мужа антирадар, а лучше — квадратные колеса.
– Подумайте: или менять супругов, или профессию, – напутствовал молодых судей глава краевого Совета судей Виктор Федоренко. Слова его стали своеобразным эпиграфом к следующему пункту повестки – дисциплинарному.
Коллегия разбиралась с проступком судьи краевого суда Галины Перминовой, которая дважды воспользовалась своим статусом, чтобы избежать административной ответственности. В деле было два аналогичных, по словам докладчика, инцидента: камера автоматической фиксации скоростного режима поймала на его превышении принадлежащую судье иномарку. Ее хозяйку ГИБДД оштрафовала, но Перминова добилась отмены санкции: она указала, что процедура привлечения ее, как судьи, к ответственности была нарушена (решения по такому вопросу принимаются коллегией из трех судей по представлению прокурора). Судья также сказала, что сама машиной управлять не могла, так как не имеет водительских прав, но имени того, кто находился за рулем, называть не будет. В итоге неизвестный нарушитель так и остался безнаказанным.
О случившемся узнали в краевом Совете судей и вызвали Перминову "на ковер". Там она раскрыла секрет: оказывается, автомобилем управлял ее супруг, и она знала об этом в тот момент, когда обжаловала постановление о правонарушении. Давать какую-либо оценку своим действиям она отказалась, и совет передал разбирательство в квалификационную коллегию.
Объясняясь перед ККС, Перминова вновь избегала признания вины и лишь сказала, что должна была "предвидеть все моменты", однако когда составляла жалобу в ГИББД, "отнеслась к ней формально". Судья также попросила не привлекать ее, если это возможно, к дисциплинарной ответственности. "На совете судей я поняла, что поступила не совсем корректно и, может быть, неэтично", – сказала она и добавила, что аргументы коллег помогли ей "прояснить для себя ситуацию".
Но такой ответ, видимо, коллегию не устроил, тем более что вела себя Перминова невозмутимо и раскаяния никак не демонстрировала. Если есть нарушение, есть субъект, то должно быть и наказание, объясняли ей, – а "размахивание корочками" в принципе умаляет судейскую профессию. Также ККС интересовало, отчего пояснения судьи по поводу нарушения ПДД менялись на каждой из стадий разбирательства. Перминова спокойно отвечала, что в жалобе не стала указывать водителя просто потому, что сочла это несущественным и полагала, что этот вопрос будет выясняться уже при рассмотрении дела.
- А почему вы стоимость ценного письма, которым отправляли жалобу в автоинспекцию, указали в 1 рубль? – неожиданно поинтересовался Астапов. – Что это – принцип или, может быть, вызов? Вы так оценили работу ГИБДД?
Это был первый вопрос, который вывел Перминову из равновесия. А пока она растерянно пыталась что-то объяснить, слово взял председатель краевого суда Николай Фуга. Он припомнил, что провинившаяся судья этим летом пыталась попасть в объединенный Верховный суд, и предположил, что для нее было принципиально не иметь в досье административного взыскания.
– Что делает нормальный человек, когда нарушает закон? Бежит платить штраф. А судья должен бежать в четыре раза быстрее! То, что вы сделали, – грубейшее нарушение и подрыв статуса! – сердился он. – А репутация судьи – вещь хрустальная!
Совет судей принял уже десять постановлений в отношении судей по различным инцидентам с ДТП, рассказывал позднее Федоренко, и в случае с Перминовой "никто не хотел крови", но на его заседании она вела себя "как случайный человек", ссылалась на презумпцию невиновности и 51-ю статью Конституции. "Речь сейчас не о том, что было совершено, а как судья к этому подошла", – возмущался он. Тем не менее Перминова отделалась замечанием.