Соотношение общетеоретического и отраслевого понятия "правовой режим"
Право- это регулятор общественных отношений, без которого на сегодняшний день немыслимо ни общество, ни государство. Поэтому, правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, защиты и охраны от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Одним из особых способов правового регулирования является правовой режим. Поэтому актуальность данной темы заключается в том, чтобы выяснить все особенности, закономерности правовых режимов. Определиться с содержанием данного явления и возможностью эффективного использования в современных меняющихся условиях, для достижения наилучших результатов в правовом регулировании. Но так как регулирование происходит по средствам применения отраслевого законодательства, необходимо выяснить отраслевое понятие "правового режима", его характерные черты и особенности.
На сегодняшний день понятие "правового режима" все активнее используется в юридической литературе. Мы все чаще можем встретить данное словосочетание в научной, учебной литературе, в законодательных актах. Ну что же такое само явление "правовой режим" на сегодня остается вопросом. В научной литературе ведутся дискуссии по поводу определения правового режима, так Исаков В.Б., Алексеев С.С., Морозова Л.А., Матузов Н.И., Малько А. В. — все они определяют правовой режим по-разному, а легальное определение отсутствует.
Исходя из этого необходимо сначала вывести общетеоретическое, универсальное понятие правового режима, его признака (на основе имеющихся научных наработок, их систематизации), для того чтобы эффективно использовать данное явление в существующей действительности. Их основательный анализ может во многом содействовать совершенствованию механизма правового регулирования, повышению его эффективности.
На наш взгляд, правовой режим можно определить как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств: дозволений, запретов, позитивных обязываний, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств (дозволений, запретов, обязываний) и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Право это сложное явление, которое представляет собой систему. В эту систему входит множество разных отраслей, подотраслей, институтов, норм. В российском праве можно выделить много отраслей, которые в регулировании общественных отношений используют правовые режимы, устанавливая тем самым особое правовое регулирование.
Какого – либо точного определения правового режима отраслевая литература и отраслевое законодательство не содержит. Мы можем увидеть множество статей, которые говорят о правовом режиме конкретных объектов, например, правовой режим банковской тайны, правовой режим противодействия ядерному терроризму, правовой режим нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости, Структура, классификация и правовой режим государственного имущества, и другие. В данных работах пытаются дать определения отраслевого правового режима, но какого-то единого мнения пока нет. В законодательных же актах, вообще, никакого определения правого режима не содержаться, хотя целые статьи и даже главы посвящены этому явлению.
В различных отраслях российского законодательства термин "правовой режим" встречается далеко не равномерно. Одни отрасли используют его достаточно часто (таможенное, административное, финансовое законодательство), для других его появление в тексте нормативного акта носит эпизодический характер (большинство институтов гражданского законодательства, а также подотрасли гражданско-правового комплекса), третьи вообще его не используют (уголовное право). И на примере двух отраслей права, мы попытаемся вывести отраслевое понятие "правовой режим" и соотнести общетеоретическое и отраслевое понятия "правовой режим".
Но так как общетеоретическое и отраслевого понятия правовой режим должно иметь общие признаки, можно придти к выводу о том, что те признаки, которые мы определили для общетеоретического понятия правовой режим, характерны и для отраслевого определения. Но так как каждая отрасль права регулирует разные общественные отношения, характерные только для этой отрасли права, следует сказать, что в каждой отрасли существует своя специфика правового режима.
Выберем две отрасли права, которые различаются по методу правого регулирования, а именно административное и гражданское право и проанализируем их. Административное право, как известно, основывается на императивном методе, методе власти-подчинения, а гражданское право основано на диспозитивном методе. В связи с этим, в основу правового режима будут ложиться разные юридические средства, а именно их количество, и их сочетание.
Так, если мы говорим об административно- правовом режиме, в основе данного отраслевого режима будет метод запретов или обязываний, хотя, конечно, могут быть и дозволения (в зависимости от объекта регулирования правового режима). В науке административного права, как и в целом в теории права, нет единого мнения по поводу понятия "правовой режим". Разные ученные определяют его по- разному, например, под административно-правовыми режимами понимается ограниченный в пространстве и во времени особый порядок деятельности государственных и общественных структур, используемый в условиях чрезвычайных ситуаций для нормализации обстановки и преодоления последствий среды, внутри которой он существует, а также основные характеристики их взаимодействия. А вот Тихомиров Ю.А понимает под административно-правовым режимом особый вид регулирования, в рамках которого создается особая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния. Существует такая точка зрения, которая говорит, что административно-правовой режим есть определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по-своему статусу занимают юридически неравные позиции. Можно привести еще множество других точек зрения, но наша задача не перечислять их, а найти общие черты, и соотнести отраслевое понятие правовой режим и общетеоретическое.
Исходя их приведенных определений, можно вывести общие черты, признаки, которые являются бесспорными и определяются всеми авторами. К их числу можно отнести: 1) это особый вид регулирования, порядок деятельности, который достигается сочетанием средств регулирования (административно-правовых) 2) применяется для обеспечения нормального государственного состояния, нормализации обстановки в разных чрезвычайных ситуациях. Исходя из перечисленных признаков, под административно-правовым режимом можно понимать особый порядок регулирования, который достигается различным сочетание юридических средств, для нормального государственного состояния (защита интереса государства и нормальное функционирование органов государственной власти).
После того, как мы вывели отраслевое понятие "правового режима" в административном праве, его необходимо соотнести с общетеоретическим понятием.
В целом, данные понятие схожи и, конечно же, имеют общие признаки, такие как: 1) особый порядок правового регулирования.2) этот особый порядок создается различными юридическими средствами и их сочетанием 3) данный порядок устанавливается в законодательстве и обеспечивается государством. Но стоит сделать акцент на различиях данных определений. Если в общетеоретическом понятии "правовой режим" создается непосредственно для удовлетворения интересов субъекта, то административно- правовой режим устанавливается, в первую очередь, для нормального государственного состояния, для эффективного управления. В данном случае, на первое место выходит интересы государства. Такой же точки зрения придерживается и Р.А.Марченко, отмечая в своей работе, что "необходимость института административно-правового режима обусловливается, прежде всего, обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства в целом, подверженной воздействию внешних и внутренних угроз" и далее "установление административно-правовых режимов происходит сугубо на основе закона и оправдано обеспечением безопасности государства". Именно защита разных интересов ведет к тому, что для субъектов права установления правового режима может привести к благоприятности либо не благоприятности. Хотя это не значит, что всегда защита интересов государства приведет к не благоприятности для субъектов права.
Теперь перейдем к соотношению правового режима в гражданском праве и общетеоретическом значении. При обращении к отраслевой литературе, мы встречаем множество статей, которые в своем название содержат сочетание "правовой режим". Понятие "правовой режим" применительно к объектам гражданского права в литературе и судебной практике используется довольно часто. Но если мы обратимся к данным работам, то поймем, что какого-либо теоретического понятия, они нам не дают.
Существует всего несколько авторов, которые дают теоретическое отраслевое понятие "правовой режим". К их числу можно отнести В.И. Сенчищева. В данной работе автор определяет "правовой режим как совокупность всех позитивно-правовых предписаний, содержащихся в императивных и диспозитивных нормах, и основанных на них (или им не противоречащих) субъективно-правовых притязаний, существующих и действительных с точки зрения права и в соответствующих случаях определяющих права, обязанности, дозволения, запреты и предписания абсолютно всех лиц (или в отношении абсолютно всех лиц) по поводу того предмета (явления), в отношении которого они установлены". Также "правовой режим" объектов гражданских прав дает О.Н. Садиков. Он пишет: "Правовой режим объектов гражданских прав — это нормативно установленная совокупность правил, позволяющих определить, может ли тот или иной объект быть предметом сделок и каких именно, по каким основаниям возникают и прекращаются права на него и в каком объеме и пределах они осуществляются". В других работах под правовым режимом понимается просто специфическое регулирование, применение специальных законов и норм. "Таким образом,… правовой режим недвижимости… следует отнести… обладающему определенными специфическими особенностями совершения сделок, объектом которых является недвижимое имущество". Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что какого-то проработанного общего понятия "гражданско-правового режима" не существует. Существует какие-то разработки гражданско-правового режима конкретных прав или имущества. Ряд авторов предлагали определять правовой режим имущества как объем прав, осуществляемый в отношении тех или иных видов имущества теми хозяйственными органами, за которыми это имущество закреплено. Ученные, определяя "гражданско- правовой режим", подменяют это понятие совокупностью нормативно-правовых актов, либо просто отсылкой к правам в отношении этого имущества, либо специфическим определением этого имущества.
Хотя нет, какого-либо единого понимания гражданско-правового режима, из предложенных определений можно вывести общие черты. Основной чертой является то, что 1) правовой режим раскрывает или указывает на объем прав, который субъект права имеет к конкретному объекту. И также общей чертой является то, что 2) правовой режим это все-таки совокупность правил, предписаний. В остальном же определения "гражданско-правового режима" очень разнообразны, и расходятся в разные направления.
При выработке понятия "гражданско-правового режима", на наш взгляд, необходимо обращаться к общетеоретическому понятию "правовой режим" и применять характерные для общетеоретического понятия "правовой режим " черты, чтобы придти к единообразию.
Если соотнести те черты, которые мы вывели у гражданско-правового режима с общетеоретическими чертами "правого режима", то можно найти общее. К таким общим чертам относится, например, что 1) гражданско- правой режим устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством, 2) имеют цель особой регламентации гражданско- правовых объектов.
Хотя ни в одном определении вопрос отражения на субъекте права установления правового режима конкретного объекта не рассматривается, думается, что этот вопрос имеет важное значение. Ведь установления правового режима как особое правовое регулирование должно в чьих-то интересах (государства или физических и юридических лиц, либо одновременно для всех) и вызывать либо благоприятность либо не благоприятность для удовлетворения интересов.
Из выведенных черт, присущих отраслевым понятиям "правовой режим", необходимо вывести общие закономерности, а также выделить специфику.
Общим, для административно-правового и гражданско-правового режимов является: 1) все режимы устанавливаются именно в законодательстве, обеспечиваются государством. 2) это совокупность правил, предписаний. Хотя прямого указания нет, как эти правила формируются, логично предположить, что такие "правила" создаются определенным сочетанием юридических средств: дозволений, запретов, позитивных обязываний.
В остальном же, административный и гражданский правовой режим различаются. В определении гражданско- правового режима делается акцент на объеме прав, который субъект права имеет к конкретному объекту. И таким образом данный режим устанавливается в отношении всех субъектов права, а в первую очередь физических и юридических лиц. А вот административно- правовой режим устанавливается, в первую очередь, для нормального государственного состояния, для эффективного управления. И здесь, на первое место, выходит публичный интерес.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существование общетеоретического понятие любого явления, в том числе и "правового режима" необходимо. Эта необходимость выражается в создании "универсальной модели", которая поможет выделить и определить "правовой режим" любой отрасли. Отраслевое понятие любого явления должно основываться на общетеоретическом, но быть дополненным или измененным в соответствии со спецификой данной отрасли права. Исходя из этой логики, что гражданско-правовой режим, что административно-правовой режим должны вобрать в себя все черты общетеоретического понятии "правовой режим" и указать на особенности данного отраслевого правового режима. Отраслевые понятия правового режима требует унификации, выделения общих черт, что приведет к пониманию сущности правовых режимов и более эффективному их использованию.
Подлобникова Елена Васильевна, студентка Юридического института Сибирского федерального университета
Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы. / В.Б Исаков // Проблемы теории государства и права. М., 1987.- С. 258-259.
Алексеев С.С. Теория права. /С. С. Алексеев.- М., 2000. -С.- 243
Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. / Л.А. Морозова.- М., 1985. -С. 123
Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики./ Н.И Матузов, А.В. Малько // Правоведение, 1996 № 1. -С. 42.
Сапожников Н. Правовой режим банковской тайны / Н. Сапожников // Законность, -№7, 2001
Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму / А.Н.Метельков // История государства и права,- 2008, №5)
Чубаров В.В. Правовой режим нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости / В.В. Чубаров // Право и экономика, — март 2003, № 3
Короткова О.И Структура, классификация и правовой режим государственного /О.И. Короткова //Адвокат,- 2009, № 9
Федеральный закон от 24.04.2008№ 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (принят ГД ФС РФ 11.04.2008) //СПС Консультанатплюс.
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) ред. от 14.03.2009 //СПС Консультанатплюс и другие.
Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве/ А.В. Малько, О.С. Родионов //журнал Российского права, сентябрь 2001 г. № 9
Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. — М., 1996. -С. 201.
Гражданское право: учебник.: в 3 т. Т 1.-4-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой.- М: Изд-во Проспект,2005.-С.53.
Измайлов Д.С. Режимы государственной службы в РФ и их роль в реализации правоохранительной функции./ Д.С. Измайлов. — Рязань, 2003. -С. 61.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс./ Ю.А. Тихомиров.- М., 2005.
Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. — М., 1996. С. 280
Марченко Р.А Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела / Р.А Марченко// СПС Консультантплюс.
В данном случае под субъектами права понимаются только физические и юридические лица (организации).
В данном случае под субъектами права понимаются только физические и юридические лица (организации).
Сенчищев В.И. Правовое регулирование прав на недвижимость и сделок с ней/ В.И. Сенчищев // Журнал российского права.- 1999.- С. 14.
Гражданское право: учебник / под ред. д. ю. н, проф. О.Н. Садикова. — "Контракт": "ИНФРА-М", 2007 г. том 1.
Кущенко В.В. Правовой режим недвижимости: проблемы и пути решения /В.В. Кущенко //СПС Консультантплюс
Короткова О.И Структура, классификация и правовой режим государственного /О.И. Короткова //Адвокат,- 2009, № 9
Певзнер А.Г., Субоцкий Ю.В. Правовые основы управления промышленностью./ А.Г Певзнер, Ю.В. Субоцкий.- М., 1966. -С. 45.
Гришаев С.П.Особенности правового режима недвижимости С.П. Гришаев // СПС Консультант плюс.
Певзнер А.Г., Субоцкий Ю.В. Правовые основы управления промышленностью./ А. Г Певзнер, Ю.В. Субоцкий.- М., 1966.- С. 45.